Почему я ничего не успеваю, или как наш мозг воспринимает время
Мы не можем напрямую управлять течением времени, но мы можем использовать знания о том, как время воспринимается нашим мозгом, чтобы извлечь из этого некоторою выгоду.
Давайте начнем с того, почему нам никогда не хватает времени, чтобы все успеть. Почему дела часто отнимают больше внимания, чем мы рассчитывали.
Вспомните ваши студенческие годы, а именно бессонные ночи. Даже очень ответственный студент потратит одну-две ночи на зубрежку во время сессии, так как не успел что-то выучить днем.
Исследователи Роджер Бюлер, Дейл Гриффин и Майкл Росс раскрыли, так называемую, «Ошибку планирования». Их исследование (опубликованное в журнале о социальной психологии и психологии личности) показало, что во время планирования у испытуемых была тенденция сосредотачиваться на оптимистичном сценарии, что вызвало проблемы, когда возникали непредвиденные обстоятельства. Более выгодная стратегия при планировании времени, ориентироваться на пессимистичный (или «реалистичный») сценарий. Конечно, не обязательно сразу предполагать самый худший вариант, хотя и о нем не стоит забывать.
Блог Less Wrong предлагает посмотреть на время с другой стороны. Вместо того, чтобы, оценив свой проект, решить, сколько времени вам на него потребуется, узнайте сколько потребовалось другим на завершение подобной задачи. Это более точный показатель того, сколько времени вам в итоге придется затратить.
Но не каждую задачу можно сравнить с аналогичной. Профессор когнитивной науки Дуглас Хофштадтер в шутку придумал «Закон Хофштадтера». Лучше всего объясняет его колонка в The Guardian: «Любая задача потребует больше времени, чем вы рассчитываете. Даже если принять во внимание закон Хофштадтера».
Это неизбежное свойство нашего ума: независимо от того, как мы планируем, по Закону Хофштадтера, задания всегда будут отнимать больше времени, даже если мы примем в расчет эту задержку. Так что не удивляйтесь, если время, затраченное на проект, выйдет за все мыслимые рамки.
Как повысить или понизить срочность
Исследование, проведенное в университете Бельгии, показало, что мы более четко представляем ближайшие события, чем события в отдаленной перспективе (мы так же лучше помним события недавнего прошлого).
Поэтому, если мы сконцентрируем внимание на деталях будущего проекта, он покажется нам ближе и актуальнее. Если вы не будете медлить на ранней стадии, то заложите основу своего проекта в считанные минуты. Этот процесс естественным образом настроит вас на рабочий лад, и вы избежите горы проволочек.
Быстро двигайтесь и делайте ошибки
«Просите прощения, а не разрешения» — вот традиционный предпринимательский совет.
Другими словами, главное — начать. Вот почему специалисты по саморазвитию (например Тони Роббинс) советую делать цели предельно конкретным и понятными. Это подчеркивает актуальность цели и делает ее менее отдаленной.
Как говорит автор бестселлеров Тим Феррис: «Большинство людей могут легко остановить вас, когда вы решите начать, но не решатся мешать, если вы уже двигаетесь».
И эксперименты подтверждают это. Исследование, проведенное в Университете Чикаго, показывает, что люди гораздо больше расстраиваются, предвкушая что-то плохое, чем когда это плохое уже случилось.
Это происходит из-за осознания того, что мы можем изменить будущее, но не в состоянии исправить прошлое. А так же из-за способности оценивать ошибки прошлого. Перспектива неудачи плохо отражается на нашем эмоциональном состоянии, в то время как мы становимся смелее, когда неудача уже позади.
Если вы планируете внести изменения, например, проявить инициативу на работе, и при этом хотите получить минимум проблем и максимум поддержки, сделайте первый шаг и попросите «прощения», если что-то пойдет не так. В любом случае, сделать шаг, пусть и неверный, лучше, чем не делать ничего. Опять же, главное — начать.
Как изменить ценность времени
Другое исследование, проведенное в Чикагском университете, показало, что люди придают большее значение ближайшему будущему, чем ближайшему прошлому. Ученые заметили, что эмоциональное воздействие будущего события повышается при его приближении, но как только событие произошло, его эмоциональное воздействие значительно снижается.
Исследование указывает на одно из главных правил успешных переговоров: заплатить позже, если ты покупатель, и продать раньше, если ты продавец.
Теоретически это означает, что едва ли вы получите больше, если пришлете счет после предоставления услуги. Конечно, если вы поставщик услуг, вы захотите получить деньги вперед и максимизировать свою прибыль. Не соглашайтесь на постоплатную систему расчетов.
К сожалению, у нас нет волшебного автомобиля марки DeLorean, прыгнув в который, мы могли бы вернуться в прошлое и исправить ошибки. Но простое осознание этих закономерностей сыграет огромную роль в принятии решений, планировании и понимании того, почему мы ведем себя и реагируем так, а не иначе.